10 декабря 2019 года на полигоне Центра испытаний «НАМИ» (Московская область) состоялся финал национального конкурса «Зимний город». Испытания такого уровня сложности проведены впервые в мире. Участникам конкурса предстояло преодолеть технологический барьер, с которым пока не справился ни один беспилотный автомобиль, – проехать со скоростью и уровнем безопасности среднестатистического водителя, соблюдая ПДД, в условиях сложного климата, при наличии плотной городской застройки и помех.
«Зимний город»: беспилотный путь к Победе
Две минуты до старта. Операторы проверяют связь с автомобилем, производятся последние приготовления.
Подслушано в толпе зрителей: «За кого болеете?». «За СтарЛайн». «Почему?». «А потому что они умеют!».
Автомобиль МАДИ встал на перекрестке. BaseTrack остановился следом за ним. «ЯСам» (АвтоРТК) попытался их объехать и встал поперек дороги, перегородив обе полосы. Объявлена техническая пауза. Судьи решают, что делать.
В соответствии с правилами конкурса, автомобиль не должен создавать помех движению более 3 минут. Ровно через две минуты, не дождавшись возможности проезда, в точном соответствии с алгоритмом беспилотник StarLine осуществляет маневр задним ходом и аккуратно встраивается в промежуток между другими участниками на правой полосе.
В павильоне судей восхищенные восклицания: организаторы и участники поражены красотой и точной выверенной аккуратностью маневра.
После совещания судьями принято решение: из заезда выбывает «ЯСам» – этот автомобиль стал причиной затора.
Все беспилотники продолжают стоять на перекрестке. Техническая пауза. Судья дает 30 минут на разбор ситуации. В итоге принято решение судей: через час полный рестарт.
Снова волнение. На полигоне остаются только автомобили StarLine и МАДИ. Другие участники, которые не были дисквалифицированы, по техническим причинам снялись с гонки.
Рестарт объявлен уже в полной темноте. После первого круга беспилотник МАДИ останавливается. Снова объявляется техническая пауза. Автомобиль эвакуируют с площадки.
В итоге на полигоне осталось 9 управляемых профессиональными гонщиками автомобилей-имитаторов, создающих условия городского трафика, и один только беспилотник StarLine. По условиям конкурса ему необходимо проехать 10 кругов протяженностью 5 км за 180 минут.
Беспилотник StarLine продолжает движение один в сложнейших условиях, которые никогда в мире ранее не требовали на конкурсах для беспилотного транспорта: дорога, где не гарантирована видимость разметки, местами отсутствует освещение, дождь, сложные схемы регулируемых и нерегулируемых перекрестков, движение в условиях плотной городской застройки и помех. А также интенсивное движение девяти водителей, имитирующих плотное городское движение, и неожиданный «выход» на дорогу имитаторов пешеходов.
Пошел четвертый круг. Команда StarLine переживает: укладываемся ли по времени? Этот круг самый быстрый, но… автомобиль проезжает на красный! Плюс 10 штрафных минут.
5 круг, 6 круг, 7 круг. Максимальная средняя скорость на длинном участке пути – 60 км/час. Объявляется техническая пауза. На этот раз по причине технических неполадок у организаторов – разрядился трекер, который был прикреплен к беспилотнику StarLine, чтобы следить за его местоположением.
Организаторы зафиксировали еще одну неисправность трекера.Точка в третий раз прыгает на карте. По распоряжению организаторов автомобиль останавливается для замены трекера. Однако причина прыгания точки оказалась в отсутствии возможности поймать сигналы спутников в этом месте. Также здесь отсутствуют необходимые для лидарного позиционирования объекты. В результате вмешательства организаторов в движении автомобиля происходит сбой, в том числе, и в системе инерциальной навигации. И автомобиль теряет свою ориентацию в пространстве…
«Ослепший» сразу после старта, автомобиль врезается в бетонное ограждение. Учитывая обстоятельства этой аварии, организаторы предоставляют 30 минут на возможное исправление последствий. Объявляется техническая пауза для проверки возможности дальнейшего движения.
Однако уже через 5 минут команда НПО СтарЛайн докладывает: «Готовы продолжать!». Судьи и многие участники озадаченно спрашивают: «У вас же вышел из строя лидар?». «Да, да, и радар тоже», – отвечают наши ребята. «Как же вы поедете, как продолжите заезд?». «А у нас такие обстоятельства предусмотрены – есть дублирование».
Техническое оснащение беспилотника StarLine выполнено таким образом, чтобы работающие по разным принципам датчики дополняли и, в случае чего, могли заменить друг друга.
Судьи объявляют продолжение, машина вновь устремляется на маршрут. В павильоне звучат голоса судей: «Беспилотник StarLine продолжает заезд. СтарЛайн в бою!». Команда наших ребят выходит в центр зала. Организаторы и другие участники встают со своих мест и встречают их бурными апплодисментами.
На устранение технических неполадок ребятам хватило 10 минут. Снова старт, снова волнение! Девятый круг – поехали!
Зрители бегут за машиной. И вдруг она останавливается. В чем дело? В толпе пробегает шепот: «Ну, теперь все!». Но нет! Просто забарахлил новый трекер, установленный организаторами. Нам снова его меняют.
Последний, десятый, круг беспилотника StarLine все провели в невероятном напряжении. Ведущий шепчет: «Ну, давай…». Даже время на экране монитора оператора застыло… видимо, снова трекер. Проехали! Наш результат 2 часа 47 минут! Команда НПО СтарЛайн совершила невозможное! Мы преодолели «Зимний город» и Победили!
Еще никогда ранее в мировых соревнованиях беспилотников не встречалось столь сложных условий: плотная застройка, помехи, темнота, дождь и интенсивное, подчас непредсказуемое движение имитаторов.
Таким образом, беспилотник пятого уровня, созданный силами российских ученых, конструкторов, инженеров из НПО СтарЛайн показал на деле, в реальных условиях, высочайшие стандарты и превосходство существующих сегодня в мире беспилотных технгологий. Все судьи, участники и журналисты стоя апплодировали и не скрывали своего восхищения и радости этой величайшей Победы.
Беспилотный автомобиль StarLine перемещается с умом